Donskoy.Studio (donskoy_ambro) wrote,
Donskoy.Studio
donskoy_ambro

Category:

История Амбротипа. Россия. Сергей Львович Левицкий (Львов-Львицкий).

Сергей Львович Левицкий (Львов-Львицкий). Фотограф Их Императорских Величеств.

Levitsky_R.S._-_portrait_of_Levitsky_S.L._-_1890_(cropped)
                            Сергей Львович Левицкий (Львов-Львицкий).

  Наверное, самое громкое имя в истории русской фотографии. Сергей Львович Левицкий, двоюродный брат небезызвестного А.И. Герцена, родился в 1819 году в Москве. Интересно отметить то, что Герцен был внебрачным сыном богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева, а Левицкий – внебрачным сыном старшего брата отца Герцена – сенатора Льва Алексеевича Яковлева.
  После окончания юридического факультета Московского университета, Левицкий поступил в канцелярию министерства внутренних дел в Петербурге. В 1839 году он приобрел у Грекова дагеротипный аппарат. В 1843 году Львов-Левицкий отправился на Кавказ делопроизводителем правительственной комиссии по изучению минеральных вод. С собой он захватил фотоаппарат с 25 дюжинами пластинок, посеребренных гальваническим способом. Левицкий уже обладал опытом дагеротипной фотографии и вскоре стал получать очень удачные снимки. Снял он несколько видов Пятигорска, Кисловодска, гор Машук и Бештау. Пять лучших из них через петербургского торговца Шеделя попали к парижскому оптику Шевалье, у которого Левицким незадолго до того был приобретен объектив. Шевалье поместил два пейзажа в своей витрине на Парижской выставке. Снимки были отмечены медалью выставки. Это была первая в истории награда за фотографические произведения.
 С именем Сергей Львовича Левицкого связан расцвет ранней портретной фотографии в России. После возвращения в Петербург из поездки на Кавказ, в 1844 году Левицкий ушел со службы и отправился изучать технику фотографии за границей. В 1845 году он жил в Риме, где проводил время в среде русских художников. 1845 годом датируется и фотография Н.В Гоголя с группой русских художников. Фотография примечательна тем, что она – одна из немногих, на которых присутствует великий писатель; кроме того, именно с ней связан первый известный «копирайтовый» спор в истории русской фотографии. Левицкий дважды в своих воспоминаниях, в 1892 и 1898 годах, рассказывал подробности этой знаменательной съемки. Но единственный дагеротипный снимок группы художников с Н. В. Гоголем был напечатан и сопровожден статьей известного критика В. В. Стасова в журнале «Древняя и новая Россия» в номере за декабрь 1879 года. Стасов приписывает авторство снимка французскому фотографу Перро. Перро упоминает и Левицкий. Он подробно описывает технику изготовления им пластинки, указывает продолжительность выдержки дагеротипа, оценивает его качества («центр группы вышел превосходно, края не совсем отчетливо»), и сообщает: «Позировка была на открытой террасе в мастерской Перро». Левицкий говорит: «Это мое первое произведение удивило всех художников». Подробный и обстоятельный рассказ «скомкан» тем, что в группе сфотографирован сам Левицкий (второй слева во втором ряду). Будем считать, что авторство принадлежит именно Левицкому, который подготовил фотоаппарат и разместил портретируемых, а Перро (в студии которого был сделан снимок) послужил лишь в качестве дистанционного управления и «нажал на кнопку» по сигналу Левицкого.
  Из Рима Левицкий отправился в Париж, где прожил четыре года. В 1849 году Левицкий возвратился в Петербург. Он решил стать профессиональным фотографом. Осенью 1849 года напротив Казанского собора открылось его «дагеротипное заведение» (в «доме Имзена»). В 1851 году серию больших дагеротипных портретов и групповых снимков на пластинках размером 30x40 и 24x30 сантиметров, он отправил на Всемирную выставку в Париж. Левицкий получил за них золотую медаль. Это была первая золотая медаль, выданная на всемирной выставке за фотографические работы. С 1852 года Левицкий работает для императорского двора.
Семья императора Александра III
  К этому времени в практику фотографии начал входить мокро-коллодионный способ, сменивший дагеротипию. Левицкий стал изучать фотографию на стеклянных пластинках с последующим печатанием позитива на бумаге и вскоре достиг хороших результатов. Новая техника вначале снизила художественное качество изображений в сравнении с дагерротипами. Снимки печатались на так называемых соленых бумагах, не передававших тонких переходов светотени. Фотографии приходилось не только ретушировать, но даже подрисовывать. Левицкий совершенствуется в технике мокро-коллодионной фотографии. Тесно связанный с литературными кругами, Левицкий фотографировал многих писателей. В 1857 г. он создал "Коллекцию портретов русских литераторов", небольшой тираж которой поступил в продажу.
  Летом 1859 года Левицкий по приглашению американского фотографа Уоррена Томпсона снова уехал в Париж. Сначала он руководил фотоателье Томпсона, но вскоре открыл собственный фотосалон. Его студия считалась одной из лучших в Европе. Журнал «Фотограф» в 1864 году писал о Левицком: «Владеющий ныне в Париже лучшим фотографическим заведением, вполне артистическим, завален и там работою. В этом заведении приготовляется ежедневно до 1500 карточек, и все же далеко не все заказы удовлетворяются». В том же 1864 году Левицкий удостаивается звания «Фотографа императора Наполеона III» и становится членом Французского фотографического общества. Одни из первых опытов коллажа принадлежат фотографу: Левицкий придумал изображать фотографируемого на одной и той же карточке в двух позах, иногда даже в различных костюмах. Например, снимающийся разговаривал с самим собой, пожимая себе руку или одновременно играл на фортепьяно и слушал свою игру.

«Герцен против Герцена», двойной портрет
«Герцен против Герцена», двойной портрет. Оригинал наклеен на паспарту, на которой рукой Герцена сделана надпись: «Один Вам, другой Рейхелю. 22 декабря 1865 года». М. Рейхель — воспитывалась с Герценом в доме его отца, уехала с семьей Герцена за границу, принимала участие в воспитании его детей, вышла замуж за музыканта Рейхеля, но до конца поддерживала близкие отношения с семьей Герценов. На паспарту имеется также адрес С. Левицкого в Париже: улица Шуазель, 22.

  В 1867 году он возвратился на родину, в Петербург, снова открыл там ателье, на этот раз с большим павильоном и особым отделением для увеличения портретов. В 1877 году Левицкий получает звание придворного мастера, а его фотоателье называется "Фотографы Их Императорских Величеств "Левицкий и сын".

семья-императора-александра-iii
Семья императора Александра III.
1888. Фотограф С.Л. Левицкий

  С. Л. Левицкий внес значительный вклад в иконографию русских писателей, художников, общественных деятелей. За полвека работы им была создана богатейшая галерея портретов. Левицкий выступал инициатором многих общественных начинаний в области фотографии. В 1878 году он был одним из организаторов фотографического отдела Русского технического общества. В конце семидесятых годов Левицкий проводил опыты съемки при электричестве, испытывал угли Яблочкова, участвовал в приготовлении углей специально для целей фотографии. В 1879 году он уже снимал художественные портреты при электрическом свете с углями петербургского производства при выдержке 15 секунд (угли, изготовлявшиеся в Париже, требовали выдержки в 100 секунд). Первым в России Левицкий перевел свою фотографию на работу при электрическом свете. «Первый российский стробист» изучал сочетание солнечного света с электрическим: в 1882 году в журнале «Фотограф» он рассказал, что перенес электрическое освещение в дневной павильон. В соединении «двух светов,— писал Левицкий,— мы найдем критериум художественного освещения», «решение задачи вырабатывается не из борьбы двух светов, а, напротив, в художественном разумном их сочетании».

Редколлегия журнала «Современник». Сидят (слева направо) И. Гончаров, И. Тургенев, А. Дружинин, А. Островский. Стоят Лев Толстой (в офицерской форме, только что приехавший с севастопольских бастионов) 1856
Групповой портрет литераторов круга журнала «Современник». Слева-направо: в верхнем ряду — Л. Н. Толстой и Д. В. Григорович; в нижнем ряду — И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин и А. Н. Островский. Фото С. Л. Левицкого. 15 февраля 1856 года.

И еще одно дополнение к портрету одного из первых фотографов Петербурга — С.Л. Левицкий долгие годы был дружен с великим химиком Д.И. Менделеевым, который весьма поощрял увлечение своего старшего сына Владимира фотографией. В.Д. Менделеев, став офицером военно-морского флота, в конце 1880-х гг. сконструировал легкоподвижный аппарат с длиннофокусным объективом, который предполагалось использовать с разведывательной целью (Глазунова, 1998. С. 124). Это «увлечение» мичмана В.Д. Менделеева, в какой-то мере и, по-видимому, было связано со знакомством его отца и его самого с фотографом Левицким.

Скончался С.Л. Левицкий в Петербурге в возрасте 79 лет (Морозов, 1986. С. 13–14, 44–45; Никитин, 1991. С. 19–33; Глазунова, 1998. С. 122–126; Фотографии на память. С. 63–66, 262–265). Отставной коллежский секретарь, купец II гильдии, орденоносец Сергей Львович Левицкий похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

По фотографиям С.Л. Левицкого Общиной св.Евгении в 1903 г. было издано несколько открыток: № 339 – И.И.В. государь император и государыня императрица Александра Федоровна с августейшими детьми, № 341 – Е.И. Высочество государь наследник и вел. кн. Михаил Александрович (в пальто). В серии «Императорская фамилия в исторических нарядах» портреты Е.И.В. государя наследника и вел. кн. Михаила Александровича (№ 363–364) и Е.И. Высочества вел. кн. Георгия Михайловича (№ 371) (Третьяков, 2000. С. 280, 357).

Подробнее см.:
http://www.nkj.ru/open/24532/ (Наука и жизнь, Кто сохранил лица писателей для потомков?)
http://www.vlador.com/main/%D0%B8%D0%B7-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8/%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9/
ОЧЕНЬ ДЕТАЛЬНО ТУТ: http://www.museumarts.ru/photo/collection/19/f_6dhqi6/f_6dynnu/
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments